Географы МГУ оценили состояние федеральной автотрассы «Колыма»

Географы МГУ оценили состояние федеральной автотрассы «Колыма»

Они оценили ее состояние и роль для развития Дальнего Востока

Более 2000 км по трассе «Колыма» преодолели географы МГУ.
Оценили ее состояние и роль для развития Дальнего
Востока

Географы МГУ имени М.В.Ломоносова завершили исследование
территории вдоль федеральной автотрассы «Колыма». Студенты и
преподаватели кафедры экономической и социальной географии России
географического факультета МГУ оценили состояние и роль трассы
для социально-экономического развития регионов Дальнего Востока.
Экспедиция стала частью работ в рамках совместного гранта
РГО-РФФИ «Социально-экономическая эффективность развития
транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего
Востока».

Ранее — в июне – августе 2017 – 2018 гг. — подобные работы
исследователи провели в Иркутской, Кемеровской и Сахалинской
областях, Алтайском, Красноярском и Приморском краях, а также в
Республике Алтай.

Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма» связывает города
Якутск и Магадан. Позволяет существовать целому ряду населенных
пунктов. Трасса обеспечивает грузопотоки золотопромышленников,
угледобытчиков, энергетиков, по ней перевозятся продовольственные
товары, товары первой необходимости и длительного пользования.
Тем не менее, состояние автотрассы на многих участках не
соответствует федеральному уровню. Покрытие трассы «Колыма»
преимущественно грунтовое, количество объектов придорожной
инфраструктуры минимально, а населенные пункты разбросаны друг от
друга на сотни километров.

В августе-сентябре 2019 года географы МГУ преодолели более 2000
км по маршруту Якутск – Нижний Бестях – Хандыга – Усть-Нера –
Сусуман – Синегорье – Талая – Магадан. Тем самым исследователи
охватили основные населенные пункты, расположенные вдоль трассы,
а также основные организации и объекты: ПАО «Сусуманзолото»,
россыпные месторождения золота ручья Берелёх, Колымская ГЭС,
Магаданский областной санаторий «Талая».

Чтобы узнать о ключевых проблемах, которые стоят перед жителями и
муниципальными администрациями, оценить перспективы развития
жилых поселков вдоль трассы «Колыма», географы провели более 40
интервью с местными жителями и беседы с представителями местных
органов власти и организаций, экскурсии на предприятия, а также
визуальное обследование восьми населенных пунктов.

Одной из актуальных проблем является отсутствие моста через р.
Алдан в районе якутского поселка Хандыги. В связи с этим в
межсезонье (апрель-май и ноябрь—декабрь) сквозное движение по
трассе «Колыма» невозможно. Согласно оценке транспортного потока
участок Нижний Бестях – Хандыга как раз является одним из
наиболее оживленных.

«В рамках экспедиции мы непрерывно проводили количественные и
качественные замеры типа покрытия трассы на всем ее протяжении.
Изучались такие параметры как надежность, удобство для
передвижения пассажирского и грузового автотранспорта, грузо- и
пассажиропотоки по трассе, ее предельная емкость. Собирали данные
об объемах завоза грузов для населенных пунктов, а также вывоза
продукции по трассе, прежде всего горнодобывающей
промышленности, 
— сказала руководитель экспедиции,
доцент географического факультета МГУ Мария
Горячко
. — Проведение экспедиционных
исследований было бы невозможно без поддержки РГО и РФФИ. Но не
менее значимую роль имела поддержка в Республике Саха (Якутия) и
Магаданской области. Мы выражаем особую благодарность
региональным и местным органам власти за содействие, участие и
предоставление актуальной информации».

Материалы экспедиции ученые обработают осенью 2019 года. В том
числе будут сформированы конкретные рекомендации по оптимизации и
модернизации системы транспортно-коммуникационной инфраструктуры
Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, в частности в
районах вдоль трассы «Колыма». На основе оценки социальных и
экономических издержек ведения хозяйственной деятельности в
региональном разрезе ученые планируют разработать методику выбора
наиболее эффективных вариантов реализации инфраструктурных
проектов.

«В рамках работы по гранту мы предложим районирование
территории Сибири и Дальнего Востока, исходя из современного
уровня и эффективности развития транспортно-коммуникационной
инфраструктуры в этих регионах. Такая типологизация регионов
позволит выделить приоритетные инфраструктурные проекты, а также
представить к реализации ряд новых проектов»,

отметила Мария Горячко.

Иллюстрация: Маршрут географов МГУ: Якутск – Нижний Бестях –
Хандыга – Усть-Нера – Сусуман – Синегорье – Талая – Магадан

scientificrussia.ru