«Три миссии университета» задают новое измерение

«Три миссии университета» задают новое измерение

На прошедшейв ТАСС пресс-конференции ректор МГУ В.А. Садовничий рассказал о перспективах развития Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета»

В ТАСС прошла пресс-конференция ректора МГУ Виктора Антоновича
Садовничего, посвященная третьему выпуску Московского
международного рейтинга вузов «Три миссии университета».
Принципиально новый академический рейтинг оценивает три главные
миссии университета — образование, науку и взаимодействие с
обществом. Создание «MosIUR» инициировано Российским Союзом
ректоров по поручению президента России. Оператор проекта —
Ассоциация составителей рейтингов.

В рейтинг 2019 года вошли 1200 университетов — сильнейшие вузы
планеты из 79 стран. Среди них 74 российских вуза, три из них
попали в топ-100: МГУ имени М. В. Ломоносова (22 место), СПБГУ
(41 место) и МФТИ (51 место).

«Мы задумались о создании рейтинга, который более широко и
объективно учитывает роли университетов и исключает субъективные
репутационные опросы. Мы постарались сделать наши данные
абсолютно объективными и ушли от экспертных оценок, на которых
основываются традиционные рейтинги университетов. Перед нами
стояла задача — получить международную поддержку. Создание
рейтинга поддержали ведущие университеты России, Китая, Индии,
Турции и Японии. Тысяча ректоров со всего мира участвовали в
конференциях МГУ по обсуждению методологии рейтинга. Качество
рейтинга подтверждено международными аудиторами: получено
положительное заключение PwC», — рассказал В. А. Садовничий.

Презентация пилотного рейтинга (200 вузов) прошла в декабре 2017
года. В 2018 году был успешно пройден международный аудит PwC. В
этом же году рейтинг презентовали на форуме IREG в Бельгии, и был
подготовлен 2-ой выпуск шорт-листа. В мае 2019 прошла презентация
на форуме IREG в Италии.

«Главный принцип отбора участников — широко представить наиболее
успешные многопрофильные вузы со всего мира. В их числе лидеры
национальных рейтингов из списка IREG, участники глобальных
рейтингов, лидеры по количеству публикаций в WoS. Изначально в
шорт-лист вошли 1700 вузов, из них остались 1200. Университеты,
которые не попали в топ 1200 лучших вузов планеты, не обладают
заметными достижениями, не раскрывают нужную информацию и не
позиционируют себя на международной арене», — рассказал В.А.
Садовничий.

Корреляция результатов MosIRU с другими глобальными рейтингами
(ARWU, THE, QS, US News) в среднем ниже, чем у конкурентов. Это
подтверждает, что рейтинг наиболее самостоятелен в сравнении с
конкурентами.

«Московский рейтинг задает новое измерение и позволил выявить 53
вуза, ранее не входившие в другие шорт-листы», — отметил В.А.
Садовничий.

С целью верификации результатов исследования была проведена
международная экспертиза предварительных данных. В числе 16
зарубежных специалистов, которые прокомментировали результаты, —
авторитетные ученые из ведущих национальных университетов,
составители университетских рейтингов, исследователи проблем
высшего образования и оценки качества образования.

«Международная экспертиза, которая охватила почти 60% участников
рейтинга, подтвердила его корректность и непротиворечивость», —
подчеркнул В. А. Садовничий.

Глобальным рейтингам свойственны национальные предпочтения и
избирательность. В британский рейтинг QS вошло много английских
вузов, но мало российских, китайских и японских.

«Все рейтинги, которые существовали до нас, были ориентированы на
определенную модель образования и не видели другие достойные и
мощные модели образования России, Китая, Индии. «Три миссии
Университета» доказывает ключевую роль российского образования в
мире. Это результат объективной оценки: все показатели доступны
дистанционно и проверяемы. У MosIRU самый широкий спектр
источников данных по сравнению с конкурентами», — отметил В.А.
Садовничий.

Рейтинг позволил оценить конкурентные позиции российского
образования. Сильные стороны — конкурентоспособность студентов
(победы в международных олимпиадах), кадры (достаточное
количество научно-педагогических работников — 8 студентов на 1
преподавателя), онлайн-образование (активное размещение
онлайн-курсов на глобальной платформе). Средний показатель в
привлекательности для иностранных университетов — 11%. Слабые
стороны — финансовая обеспеченность, цитирование научных работ и
интернет-коммуникации (не популярны в Сети).

В завершении выступления В.А. Садовничий рассказал о перспективах
рейтинга «Три миссии университета» и о важности его применения на
уровне политиков и правительства.

«Условия устойчивого развития — это опора на собственную базу
данных, разумный объективный охват, признание экспертного
сообщества, опыт и кадры, формирующаяся финансовая
состоятельность и применение на практике. В ближайшие дни мы
проведем Совет ректоров, пригласим руководство министерств и
попробуем доказать, что результаты рейтинга достойны служить
оценке деятельности наших вузов и его руководства при принятии
решений».

scientificrussia.ru