Технология позволила в три раза снизить вес детали, а также сократила время ее производства
Ученые Санкт-Петербургского государственного морского
технического университета (СПбГМТУ) и НИТУ «МИСиС» впервые в мире
с помощью метода послойного наращивания — аддитивных технологий —
создали крупногабаритный узел авиационного двигателя. Технология
позволила в три раза снизить вес детали, а также сократила время
ее производства, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу
Минобрнауки РФ.
Прямое лазерное выращивание — аддитивная технология, которая
позволяет значительно повысить эффективность производственного
процесса. Аддитивные технологии часто называют 3D-печатью. Это
совокупность технологий, которые создают 3D-объект, добавляя
материал способом «слой на слой». Таким способом изготавливаются
объекты из пластика, металла, бетона и ряда других материалов.
"Заготовка функционального узла перспективного российского
двигателя ПД-14, полностью созданная методом прямого лазерного
выращивания, представлена на Международном авиационно-космическом
салоне МАКС. Благодаря использованию аддитивных технологий общий
вес заготовки снизился более чем в три раза, а время изготовления
сократилось до 130 часов. Разработчики — СПбГМТУ и НИТУ «МИСиС»,
— говорится в сообщении.
По словам ученых, это значит, что кардинально снижается объем
последующей механической обработки, соответственно, сокращаются
сроки изготовления, снижается производственная себестоимость,
обеспечивая тем самым конкурентоспособность отечественных
авиационных двигателей. С помощью своего метода специалисты
создали внешнее кольцо двигателя ПД-14. Первый экспериментальный
образец был изготовлен в СПбГМТУ с использованием уникального
оборудования собственной разработки.
Для создания кольца был использован титановый сплав. Как
отмечается в сообщении, механические свойства выращенного
материала не уступают металлопрокату и значительно превосходят
свойства литья, что подтверждено результатами механических
испытаний, проведенных как в лабораториях НИТУ «МИСиС», так и в
независимых лабораториях, включая Центральную заводскую
лабораторию (ЦЗЛ).
Еще одно преимущество аддитивных технологий при создании
авиадеталей, по данным министерства, в том, что конструктор видит
результаты в режиме реального времени и может быстро вносить
необходимые изменения. Процесс проектирования и создания в итоге
ускоряется в десятки раз. В настоящее время ученые готовятся
провести испытания полученного узла двигателя на базе одного из
двигателестроительных предприятий России. Начало промышленного
производства запланировано на 2020 год.
https://tass.ru/nauka/6826385