Новыми авианосцами Россия обозначила перспективу своих интересов в мировом океане

Проработаны варианты исполнения нового авианосца для осуществление долгосрочных стратегий ведомства Шойгу в мировом океане. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.

Новыми авианосцами Россия обозначила перспективу своих интересов в мировом океане

Замминистра промышленности и торговли Олег Рязанцев рассказал: Министерство обороны РФ совместно с военно-промышленными предприятиями рассмотрели варианты проектирования нового авианосца. По его словам, Россия готова к строительству такого корабля. Созданы несколько концепций создания авианосца, в том числе атомный и неатомный. Более того, подчеркнул Рязанцев, «долгосрочной программой кораблестроения, которая утверждена президентом, предусматривается строительство такого корабля нового типа».

«О планах построить современный авианосец в России говорят давно и часто предлагаемые концепции противоречат друг другу, — отмечает специалист. – Одно время предполагался проект с трамплином для взлета боевых самолетов, позднее предлагалось оснастить корабль катапультой и аэрофинишерами. Проекта самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения для авианосца в России не существует, а он, безусловно, необходим для корабля такого типа.

Кроме того, в планах на строительство авианосца почему-то никогда не упоминается его „свита“. Авианесущие крейсера никогда не выходят в море в одиночку – их всегда сопровождает специальная группировка прикрытия, состоящая из эсминцев, фрегатов, подлодок и кораблей вспомогательного флота. Пока говорится лишь о самом авианосце, но Минобороны во главе с Сергеем Шойгу обязаны предусматривать создание группировки в комплексе. Потому едва ли приходится говорить об оформленной концепции».

Авианесущая группировка

В июле главком ВМФ РФ Николай Евменов на Международном военно-морском салоне сообщил, что российский флот получит атомный авианосец, но не в перспективе. 9 мая вице-премьер России Юрий Борисов отметил ТАСС, что строительство авианосца давно есть в планах ведомства Сергея Шойгу. В мае сообщалось о создании нового авианосца для Военно-морского флота РФ, но время спуска корабля на воду не уточнялось. Равно как и конкретные детали проекта, а также его предполагаемая стоимость.

Новыми авианосцами Россия обозначила перспективу своих интересов в мировом океане

В оборонно-промышленном комплексе рассказывали, что научная и конструкторская работа над проектированием начнется в 2023 году — это входит в государственную программу вооружения. Ожидается новая модель с атомной энергоустановкой, ее водоизмещение составит около 70 тысяч тонн. В июле на Международном военно-морском салоне в Петербурге продемонстрировали макет тяжелого авианосца, сопоставимого по характеристикам с кораблями Военно-морских сил США класса Nimitz — проект 11430Э «Ламантин».

«Авианосец выполняет целый спектр самых разнообразных функций. По сути, он представляет собой „длинную руку“ государства, протянутую в океан. Авианесущая группировка способна выполнять экспедиционные и боевые задачи, защищать торговые пути, служить районом прикрытия для развертывания стратегических атомных подводных лодок. И это лишь мала часть функций, которые возлагаются на авианосец и его флот сопровождения. И ведомство Шойгу не зря заявляет, что России такие корабли нужны.

Другой вопрос, стоит ли спешить с воплощением в жизнь подобных сверхсложных и крайне дорогостоящих проектов. СССР для обеспечения военного присутствия в разных регионах часто пользовался эскадрами без авианесущих кораблей, и этого оказывалось достаточно. Однако современные реалии, когда США и Британия позволяют себе захватывать торговые танкеры Ирана, наводят на мысль: авианесущие группировки становятся крайне актуальными для защиты торговых интересов России», — подчеркивает эксперт.

Планы Минобороны

Предположительно водоизмещение «Ламантина» составит 80-90 тысяч тонн, длина судна — 350 метров, автономность — около 120 суток, а скорость полного хода равна 30 узлам. Сообщается, что экипаж авианосца будет насчитывать 2800 человек, а состав авиационной группы будет состоять из 800 человек. В совокупности на авианосце можно будет разместить до 60 летательных аппаратов различных модификаций: тяжелые и легкие истребители, корабельные вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), до 10 беспилотных летательных аппаратов (БПЛ).

Новыми авианосцами Россия обозначила перспективу своих интересов в мировом океане

Срок службы корабля – более 50 лет. Действовать он сможет как в океанах и морях, так и в прибрежной зоне. Варианты применения могут варьироваться — от обеспечения боевой устойчивости корабельных группировок Военно-морского флота России и нанесения ударов по воздушным, наземным и морским (включая подводные) целям до прикрытия морского десанта от воздушных ударов. Корабль получит атомную энергетическую установку, его оснастят трамплином, двумя электромагнитными катапультами и четырьмя аэрофинишерами.

«Ведомство Шойгу понимает, что любая держава, претендующая на серьезное влияние в мире, обязана иметь соединения авианесущих групп в мировом океане. Свои торговые пути нужно защищать – пути для поставок нефти и газа крайне важны для интересов России. Удобнее всего с этим справляться с помощью авианосных соединений – они включают в себя противокорабельные ракеты, самолеты для нападения и отражения атак, группировки могут „работать“ и по земле.

Мы видим, как старательно обзаводится авианосцами Китай – это морская держава, полностью зависит в торговле от судоходства по Желтому, Японскому и Южно-Китайскому морям. Россия – держава континентальная, у нас морей для развертывания ударных авианосных групп практически нет – только побережье Тихого океана у берегов Дальнего Востока. Такие корабли не нужны в Черном, Азовском и Балтийском морях.

Неактуальны авианосцы и в Северном ледовитом океане. Зато один авианосец с сопровождением может контролировать Средиземное море, еще один – интересы России в Атлантике, третий – в Индийском океане. Так что расчеты Минобороны РФ основываются на очень долгосрочных стратегиях», — заключает Виктор Литовкин.

Автор:
Максим Бут

rueconomics.ru